
Роль родителя и Монтессори-педагога
Распределение ролей между педагогом и родителем
в группе «Вместе с мамой» для детей от 10 месяцев до 3 лет.
Успешность группы «Вместе с мамой» существенно зависит от точного распределения деятельности между Монтессори-педагогом и родителями. Какую ее часть можно передать родителям и на каких условиях?
Педагогическая деятельность | Монтессори-педагог | Родитель |
1.Подготовка среды | В группе. Дает рекомендации по созданию подготовленной среды дома. | По рекомендации М-педагога организует дома |
2.Работа с детьми в группе, в том числе:
Презентация Монтессори-материалов |
Проводит для всех родителей и детей презентацию любых материалов. | Презентация основных сенсомоторных материалов только своему ребенку. |
Проведение трехступенчатого урока | Показывает детям и обучает родителей.
|
Проводит для своего ребенка. |
Ведение кругов и коллективных работ | Ведет круги, включая в работу каждого ребенка и каждого родителя. | Активно участвует в коллективной работе, эмоционально вовлекая в нее ребенка, по просьбе педагога проводит отдельные игры или сказки на кругу. |
3. Наблюдение |
За всеми детьми и родителями (точность работы, наличие проблем, продвижение, выполнение правил.) | За своим ребенком с помощью
М-педагога. |
4.Анализ наблюдений | На основе анализа наблюдений прогнозирование результатов и преодоление проблем детей и родителей. | Вместе с М-педагогом анализ успехов ребенка, выработка последовательных шагов по преодолению проблем и дальнейшему продвижению своего ребенка. |
5.Стратегия развития группы | Создание психологического комфорта.
Введение ритуалов и правил группы, проведение праздников. Прогнозирование и преодоление кризисных ситуаций |
Принятие правил и стиля отношений Монтессори–группы. Объяснение правил своему ребенку. |
Кто такой Монтессори-педагог?
«Это искусство духовного служения; искусство, которое может быть развито в совершенстве только в работе с детьми»
М. Монтессори
Представьте, что рядом с Вашим любимым ребенком тот человек, для которого в первую очередь важен сам малыш, его интересы, особенности, стремления, внутреннее состояние. И только с учетом всего этого выстраиваются образовательный и воспитательный процессы.
Представьте педагога, который путём наблюдения за вашим малышом, выявляет его интересы и потребности, чтобы в полной мере обеспечить их удовлетворение, учесть все индивидуальные особенности ребёнка.
Основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.
В задачи работы Монтессори – педагога входят развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.
Монтессори-педагог вмешивается в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности.
Одной из задач Монтессори-педагога является расширение Монтессори-среды. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде. Монтессори-педагог сделает все возможное, чтобы разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача учителя – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по – настоящему ему понятен.
Монтессори-педагог должен добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах.
Монтессори-педагог прошёл специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно эти алгоритмы показа обуславливают высокую степень усвоения ребёнком различных задач, заложенных в материале. В Монтессори-системе социальное воспитание считается важной составляющей общего развития ребенка. Монтессори-педагог помогает детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, учит уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
Педагог так выстраивает взаимодействие детей друг с другом, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах.
Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность.