Чем отличается методика Марии Монтессори от других программ развития детей

Ребенок играет ведущую роль в собственном развитии. Это определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностью к саморазвитию.

Суть метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействовав, свои внутренние потенциалы.

Методика Монтессори основывается на уважении и приятии личности ребенка, как индивидуальности со своим темпом и особенностями развития.

В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт – легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу.

Основной девиз метода: «Помоги мне сделать это самому!» В силу этого, роль Монтессори-наставника значительно отличается от привычной роли педагога: он не ведет ребенка, а сам идет за ним. В методике Монтессори-педагог играет особую роль. Он выступает как помощник и образец. Большую часть времени наблюдая за деятельностью ребенка, учитель позволяет ему самому справляться с трудностями, самостоятельно делать открытия. Но в нужный момент педагог может и должен заинтересовать ребёнка, показать что-нибудь новое, определить ближайшую зону его развития.

Развивающие занятия детей по методике Монтессори предполагают свободную работу в развивающей Монтессори-среде. Это значит, что у ребенка есть возможность выбора материала, продолжительности работы с ним, места работы и партнера.

Развивающая среда Монтессори-среда – это Монтессори-класс, в которой четко, логически обоснованно расположен проверенный временем материал. Первое, на что Вы, конечно же, обратите внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей. Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Все материалы, с помощью которых дети познают мир, выполнены из экологически чистых продуктов – дерево, гипоаллергенные красители, натуральные ткани.

Всего одновременно для ребенка есть возможность выбора из почти четырехсот вариантов видов деятельности. Все материалы предполагают наличие контроля в самом материале и возможность самостоятельной работы ребенка. Весь материал расположен от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Конечно, на таких условиях не последнее значение приобретает умение общаться, контактировать с другими детьми. Дети в Монтессори-группе быстро усваивают правила поведения: не мешать другим, убирать за собой материалы и приводить в порядок рабочее место и т.д. Каждый материал в группе находится в единственном числе. Обычно благодаря его огромному разнообразию споров не возникает. Но, если двое хотят один и тот же материал, действует незыблемое правило  не отнимать, а подождать или предложить работать вдвоем. Это тоже важный социальный навык.

По методу Монтессори дети занимаются в разновозрастных группах. Старшие и младшие друг другу помогают, многому друг у друга учатся. Младшие наблюдая за старшими проявляют интерес к более сложным упражнениям. Если ребенок ходит в Монтессори-группу с раннего возраста, он успевает побыть и младшим, ведомым и старшим-ведущим. Таким образом, прорабатываются многие важные принципы социализации. Для старших важной частью их обучения становится объяснения того, что они сами уже выучили, младшим. А, как известно, то, что кому-то объяснил, самому становится абсолютно понятно.

Никакое сообщество людей не может обходиться без правил. Они принимаются и в Монтессори-группе. Их немного, они четкие и часто принимаются совместно с детьми. Например, такие: «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем»; «В нашем классе всем известно все что взял кладем на место»; «Когда один человек говорит, другие слушают»; «Мы друг друга уважаем и друг другу не мешаем».

Дети, посещающие группы Монтессори, способны самостоятельно принимать решения, делать выбор и организовать свое время. Ребенок приобретает навыки концентрации на работе, и такие качества как самоконтроль и стремление к обучению и познанию. Детям, посещающим Монтессори-группы легко адаптироваться в коллективе, так как они умеют договариваться, обмениваться идеями и обсуждать свою работу с другими.

Преимущества системы

• Гуманизм

Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.

• Максимальная индивидуализация

Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.

• Высокая мотивация деятельности

Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию.

• Развитие самостоятельности

С самого раннего возраста методика позволяет ребенку действовать независимо от взрослых.

• Формирование высокой самооценки

Происходит через достижение ребенком успеха при работе с монтессори-материалами и правильное отношение педагога к его ошибкам.

• Монтессори-среда

Специальная окружающая среда, разработанная Марией Монтессори для дошкольников, помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно. Дидактические материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.

• Профилактика психосоматических заболеваний

Методика относится к разряду здоровьесберегающих. В РАН числится при кафедре охраны здоровья.